НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

УНИКАЛЬНАЯ БИЗНЕС-АКЦИЯ

«ЛЕТО ВАШЕГО ПРОЦВЕТАНИЯ – 2014»

Прошло времени:
1
1
5
5
0
0
5
5
Дней
1
1
1
1
0
0
8
8
3
3
5
5
Действующие акции!

                                                                                                    

 

ЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС! 

+7 (495) 776-36-68


Товароведение, как отрасль человеческой деятельности существует с момента формирования в обществе товарно-меновых отношений. Уже на заре человеческой истории возникала необходимость в разработке системы эквивалентности товаров с учетом их потребительской ценности. Разработка такой системы неизбежно потребовала формирования системы оценки товара по признакам качества и количества. Институт товароведения в нашей стране в его современном узком понимании был сформирован в период плановой экономики и был, прежде всего, вызван необходимостью  создания дееспособной системы распределения, в том числе и товаров народного потребления.  Элементы товароведного подхода применялись и в системе распределения продукции группы А (производство средств производства).  Однако, в отличие от сектора производства «товаров народного потребления» (группа Б),  они не получили развития в связи с отсутствием объективно сформированного спроса со стороны потребителей.

Авторы:

Ю. И. Сидоренко, д.т.н., зав. кафедрой «Товароведение и основы пищевых производств» ГОУВПО «Московский государственный университет пищевых производств»;

Г. И. Андреев, д.т.н., заместитель  директора по науке ФГУ НИИПХ Росрезерва.                   

В области оборота продовольственных товаров задачами товароведения являлось осуществление контроля качества продукции, подтверждение соответствия товаров действующим ГОСТам и другим нормативным документам, изучение спроса и формирование на основе полученных данных обоснованных заявок промышленности. Ключевой ролью товароведения в период плановой экономики была роль своеобразного «посредника» между потребителями и производителями продовольственных товаров, при этом в условиях дефицита товаров товароведение выступало в роли активного звена системы распределения.

В этот период были сформированы основные принципы товароведной деятельности, выработана система взаимоотношений со смежными структурами, в качестве которых можно рассматривать промышленность, производящую продукцию, и реализационную сеть. Эта система взаимоотношений базировалась, в основном, на механистических методах и мало учитывала возможности товароведческого звена влиять на устоявшиеся товаропотоки. Подобная задача даже не ставилась перед товароведческим сообществом, поскольку плановые задания разрабатывались для промышленности под производственные мощности, сложившиеся технологии, имеющееся в наличии технологическое оборудование, сырье, уровень подготовки специалистов и другие фактически существовавшие ресурсы. 

В условиях товарно-рыночных отношений система взаимодействия различных операторов продовольственного рынка кардинально изменилась. В настоящее время интенсивно идет процесс формирования механизма инновационного потребления, в том числе продовольственных товаров. Отдельные элементы этого механизма находятся на различных этапах становления, но общие тенденции его развития могут быть сформулированы уже сейчас. В целом любая система, находящаяся в фиксированной точке своего эволюционного развития, всегда испытывает воздействие спектра действующих на нее факторов. Вектором развития системы является результирующая сила, являющаяся следствием сбалансированного влияния действующих факторов. Как правило, основными факторами являются факторы стимулирующие инновационное развитие и факторы, направленные на сохранения достигнутого уровня  (консервативные факторы).

В качестве примера консервативного, сохраняющего поколениями наработанного опыта организации питания, может быть рассмотрен принцип органического питания [1]. Согласно этой доктрине рациональным является питание на основе продуктов, полученных с минимальным привлечением инновационных технологий. Такой подход имеет значительное число сторонников, а оборот продуктов «органического питания» исчисляется десятками процентов об общего мирового объема производства продуктов питания.  Однако он может не учитывать ряд факторов, оказывающих воздействие на продовольственное сырье, которое в силу различных причин, производитель не может контролировать, и которые могут оказывать значимые воздействия на объект контроля. К числу таких факторов могут быть отнесены воздействие различных физических полей, воздействие климатических факторов и другие. При этом социальные факторы воздействия на качество жизни (состояние перманентного стресса, высокая интенсивность труда, климатические и природные факторы психологического воздействия на жизнедеятельность современного человека) не всегда позволяют гарантировать адекватное питание, организованное на принципах «organic foods».  

Учитывая приведенные аргументы в последние 2-3 десятилетия технология производства продуктов питания развивается со все возрастающим влиянием на нее идей специализированного и функционального питания (СФП) [2,3]. Данное направление развивается методом «проб и ошибок», но достигнутый уровень инновационных технологий в области специализированного и функционального питания позволяет сделать заключение о его безусловной перспективности. Направление специализированного и функционального питания также неоднородно и имеет тенденцию широкой дифференциации: от идей сбалансированного массового  питания [4] до нутригеномики [5], учитывающей индивидуальные особенности отдельного организма. Персональный подход к питанию обусловлен также физиологическими и психологическими особенностями восприятия пищи, различной сенсорной чувствительностью по отношению к одним и тем же пищевым объектам [6].  

Обобщая все направления и ветви развития идей СФП можно их разделить на две основные группы: технологии механистического формирования набора необходимых для жизнедеятельности макро- и микро-нутриентов, и технологии, основанные на изучении и учете при производстве продуктов питания предпочтений потребителей. В настоящее время первое направление имеет достаточно развитую теоретическую, нормативно-методологическую и социально-психологическую базу. Недостатком первого направления является массовое внедрение в общественное сознание общих идей нутрициологии без учета интересов и предпочтений не только отдельного индивидуума, но и  целых социальных групп потребителей.

  Второе же направление только формулируется в виде основных идей и направлений своего развития. При этом его основной задачей является разработка технологии проектирования продуктов питания на основе индивидуальных или групповых предпочтений потребителей. При расширении размера социальной группы до масштабов всего общества, данное направление смыкается с первым направлением. Это говорит о возможности использования методов и технологий проектирования продуктов индивидуального и группового питания   для продуктов неконтролируемой социально-групповой адресности.

Однако по мере роста благосостояния населения растет дифференциация запросов к качественным показателям продукции, в том числе продовольственных товаров.  В современном понимании термином «качество продовольственных товаров» характеризуют не только биологическую, физиологическую, энергетическую и другие виды ценности продукции, но и ее способность удовлетворить самые изысканные, порой трудно описываемые эвристические потребительские характеристики [7]. 

Одной из основных задач товароведная в сложившейся системе баланса ожиданий качества и его реального наполнения является разработка и реализация технологии придания товарам все новых потребительских качеств, не только соответствующих ожиданиям потребителей, но и упреждающих их.

Сформулированная задача не является тривиальной, и требует разработки новой идеологии формирования рынка продовольственных товаров. Основным инновационным признаком такого рынка должны являться:

- со стороны потребителей:  наличие осознанного спроса на продовольственные товары  в соответствии с индивидуальными (групповыми) предпочтениями;

- со стороны института товароведения: способность адекватно реагировать на запросы общества по удовлетворению потребительских предпочтений в настоящем времени и с упреждением;

- со стороны промышленности: способность оперативно удовлетворять выявленные потребительские предпочтения в виде инновационных технологий и выпускаемой продукции.  

Какой элемент из указанной триады является лимитирующим, определяющим темпы внедрения инновационной продукции?

Отличительной чертой современной промышленности является значительно возросшая ее мобильность. Если в 80-х и 90-х годах прошлого столетия приемлемой нормой амортизации технологического оборудования являлись 12-14 %,   что предполагало 7-8 летний период его эксплуатации, то сегодня отдельные предприятия снижают сроки обновления оборудования до 3-4 лет. При этом, естественно, возрастают амортизационные отчисления, влияющие, в конечном итоге, на розничную цену товара. 

Стратегия быстрого обновления ассортиментного ряда выпускаемой продукции оправдывает себя.  Таким образом, промышленный сектор из консервативного звена превратился в звено, способное оперативно реагировать на возникшие потребности рынка. Промышленность может в короткие сроки организовать производство практически любой продукции и готова выполнить любой заказ рынка, однако оказалось, что процедура формирования такого своеобразного технического задания представляется трудной и неординарной задачей.

Несмотря на возросшую мобильность в цепи этапов продвижения на рынок инновационной продукции промышленность выполняет все же подчиненную роль и так как вынуждена ориентироваться на сформированное другими социальными институтами техническое задание [8,9].

В вышеприведенной триаде основных операторов инновационного продовольственного рынка потребитель также выступает в роли не субъекта, а объекта, приложения новых технологий. Он также не в состоянии управлять процессом инновационного развития пищевых технологий.  В лучшем случае анализ поведенческих механизмов потребителя может выявить уровень потребительской приемлемости продовольственных товаров, но не вектор развития его потребительских предпочтений. Понятие «потребительские предпочтения» относятся к психолого-эммоциональной сфере оценки качеств товаров и могут быть сформулированы в результате специальных технологий эвристической экспертизы.

Единственным субъектом в процессе формирования инновационного продовольственного рынка может выстыпить только институт товароведения, в задачи которого    входит выявление потребительских предпочтений в виде эвристического портрета продукта, трансляция эвристических характеристик в технологические понятия и режимы и разработка технического задания на изготовление инновационного продукта для промышленности.

При этом товаровед доложен обладать широкими знаниями и компетенциями во всех областях:

- выявление потребительских ожиданий с их дифференциацией по возрастным, социальным, половым и региональным группам. Владение математическим аппаратом для адекватной оценки результатов экспертизы;

- трансформацию выявленных потребительских ожиданий в физико-химические понятия и технологические смысловые категории;

- формирование «технического задания» промышленности;

- организацию адресного доведения спроектированной и изготовленной по заказам продукции к потребителю через оптовую и розничную сети. 

Фактически товаровед должен взять на себя функции организатора и оператора цепей поставки товаров [10]. Принципиальная схема движения информационных и материальных потоков при проектировании новых продовольственных товаров приведена на рисунке 1. 


Рисунок 1. Формирование цепи материальных и информационных потоков 
при проектировании инновационных продовольственных товаров
             

 

Как видно из рисунка 1, задачи товароведения при проектировании инновационных продовольственных товаров сводятся не только к выявлению потребительских предпочтений и разработке на их основе проекта нового продукта в виде «технического задания», но и организации анализа эффективности достигнутых результатов и мер по корректировке всего проекта. Таким образом, в условиях развитого рынка роль товароведа приобретает ключевое значение. Товароведение должно взять на себя функцию оператора всего процесса обеспечения населения инновационными видами продовольствия с учетом его разносторонних потребностей.

 

Каждый из указанных этапов требует осмысления и разработки собственной базы методического, научного, информационного обеспечения.  Недооценка роли товароведения и отсутствие комплексного подхода к его задачам в современном обществе может создать неблагоприятные предпосылки не только для реального улучшения качества жизни населения, но и сформировать неблагоприятные предпосылки для роста темпов потребления, а значит и ВВП в целом по стране. Более того, необходимо создать условия для повышения роли товароведения, придав данному сектору экономики новые функции, прежде всего в области формирования новой культуры и технологии потребления, что неизбежно приведет к быстрому развитию рынка потребительских товаров, являющимся локомотивом национальной экономики.

Список литературы:

  1. Органикс фудс.
  2. ГОСТ Р 52349-2005 «Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения».
  3. Доронин А.Ф., Шендеров Б.А. Функциональное питание \\ м.: Гранит.- 2005.- 296 с.  
  4. http://justforyou.ru
  5. Шон Эстли.  ученый-исследователь Института Пищевых Исследований, Норвич, Великобритания. Нутригеномика: Специально подобранное питание?– сайт www.phdgate.net.
  6. Николаева М.А. Товарная экспертиза. – М.: Издательский дом «Деловая литература».-1998.-288 с.
  7. Родина Т.Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров: Учебник для студентов высших учебных заведений  / Тамара Григлрьевна Родина. – Издательский центр «Акаденмия», 2004.-208 с.
  8. Lou Cohen. Quality Function Deployment: How to Make QFD Work for You.   Addison Wesley Longman.-368 p.
  9. Сидоренко  Ю. И. Задачи  товароведения продовольственных  товаров в  условиях  рыночной  экономики // Сборник докладов I межведомственной научно-практической конференции «Товароведение, экспертиза и технология продовольственных товаров». – М.: Издательский комплекс МГУПП. - 2008. - 277 с.
  10. Хендфилд Роберт Б, Николс Эрнест Л. Мл. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности.: Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2003,.-416с.
Акционерное общество "Торговый дом Биоснабсбыт" было образовано в 1992 году при участии Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества).

Viagra generico Comprar Cialis Generico Cialis Professional Cialis Generico Comprar Cialis Original Comprar Cialis Professional Cialis Generico Cialis Cialis Original Comprar Cialis Daily Comprar Cialis Super Active Cialis Daily Comprar Cialis Comprar Cialis comprar Kamagra Cialis Super Active Comprar Levitra
cialis generique Acheter Cialis acheter Viagra Cialis Original Viagra Soft levitra générique Viagra Original Super Kamagra Viagra Super Active Kamagra viagra générique viagra en ligne Levitra Professional Propecia Priligy levitra dapoxetine Viagra Dapoxetine Cialis Soft Kamagra Soft Viagra Jelly